G
enby!

Асбест асбесту - рознь

фото: Adrien Olichon

За кулисами этой бизнес-войны с атрибутами мошенничества и массовой дезинформации стоят производители альтернативных искусственных материалов.  В проведении антиасбестовой кампании используются огромные финансовые средства транснациональных концернов. В последнее время  острие международной антиасбестовой истерии направлено на Россию, основного мирового производителя белого асбеста и обширного рынка  строительных материалов.

У меня дачный  дом покрыт шифером. Ему уже за 30 лет. Шифер потемнел, и на фоне стен, обитых кремовым сайдингом, крыша смотрится угрюмо, словно средневековый шотландский замок.  Заезжие гастарбайтеры-строители предлагали заменить шифер на металлочерепицу, мол, красивей будет. Но моя пенсионная прагматичность взяла верх. Зачем тратиться и лишняя морока? Крыша не течет, противостояла и снегопадам и ураганам и, судя по ее состоянию, на мой век вполне хватит. А у соседей с металлочерепицей  - уже некоторые проблемы. Строители пробормотали что-то про экологию, асбест, понимаешь? Я задумался. Живу весну, лето и осень на даче и до сих пор на здоровье не жалуюсь. (Сплюнул, как полагается). Но все-таки решил выяснить.

Оказывается, асбест асбесту - рознь. «Асбест» (от греч. asbestos - неугасимый, неразрушимый) - это только собирательное, коммерческое название групп минералов, имеющих различные химические, физические и, что особенно важно, биологические свойства. Их общее свойство – способность расщепляться на тончайшие гибкие волокна. Главные достоинства асбестосодержащих продуктов — высокая прочность на разрыв, эластичность, огнеупорность. По минералогическим признакам и кристаллической структуре асбест разделяется на две основные группы: на хризотил-асбест (белый асбест) и амфибол-асбест. Хризотиловый асбест - безопасен, добыча амфиболового асбеста запрещена.

В России и СНГ на протяжении более 100 лет добывается именно белый асбест, который безопасен. В Европе же преобладала добыча  амфиболового асбеста. Обладая кислотостойкостью (качеством для технического материала весьма полезным),  амфиболовый асбест выводится из легких на протяжении нескольких лет, и как следствие, может оказать вредное воздействие на организм. В то время как на вывод хризотиловых волокон требуется пару-тройку недель.

Хризотил сравнили с наиболее широко используемыми искусственными волокнами-заменителями. И они оказались далеко не «экологически чистыми», как представляют их производители. Например, керамическое волокно имеет период полураспада 60 дней, арамидное волокно - до 90 дней, а целлюлозное волокно - более 1000 дней. Так что экологического резона мне менять шифер на его современный аналог не было.

Хризотил содержится почти в двух третях земной коры. В зависимости от региона и независимо от какой-либо человеческой или промышленной деятельности каждый человек вдыхает от 10 000 до 15 000 волокон хризотила ежедневно и выпивает воды, содержащей от 200 000 до 2 000 000 волокон в каждом литре, без какого-либо вреда для организма. Волокна хризотила являются естественным спутником человека на протяжении всей жизни, и организм приспособился сосуществовать с ним.

В быту мы имеем дело не с отдельными волокнами асбеста, а с замурованными в цемент. При смешивании хризотилового волокна с цементом образуются прочные химические и физические связи, позволяющие производить прочные строительные изделия - шифер, листы, трубы и многое другое. Зацементированные волокна хризотила не могут вырваться на волю при воздействии воды, солнца, ветра. Исследования подтвердили, что кровельные асбестоцементные материалы даже в условиях крайне резких колебаний наружной температуры, агрессивных кислотных и щелочных выбросов промышленных предприятий не являются сколько-нибудь заметным источником эмиссии респирабельных волокнистых частиц. Причём этот факт не зависит ни от сезона года, ни от срока эксплуатации кровли - максимального 70 лет. Так, что я еще сорок лет потерплю.

Асбоцементные трубы также безвредны. Они не отдают хризотил в воду, что подтвердила Всемирная организация здравоохранения в своих документах.

Так  в чем же причина антиасбестовой  истерии?  Эта кампании возникла и активно проводится в странах, не имеющих собственных месторождений асбеста, но имеющих мощную химическую и металлургическую промышленность. Антиасбестовые иски стали выгодным бизнесом в США. Дело в том, что асбест классифицирован Международным агентством по исследованиям рака как канцероген первой категории. В этом списке также: хром, никелевый состав, кварц, солнечная радиация, винилхлорид, алкогольные напитки, соленая рыба, табак, древесная пыль, оральные контрацептивы, производство и ремонт обуви, производство мебели, литье железа и стали, резиновая промышленность и т.п.

Около двухсот продуктов и промышленных процессов признаны канцерогенными. Асбест, правда, во второй сотне. Классификация Международного агентства по изучению рака устанавливает только потенциальную опасность субстанции, а не степень риска его использования в реальной жизни.  Ответа на вопрос, сколько надо съесть соленой рыбы, чтобы получить рак, эта организация не дает, зато легко вешает канцерогенные ярлыки на все подряд. И речь идет не о запрете, а о контроле конкретного применения. Вспомним, что асбест асбесту – рознь и контролируемое использование хризотила одобрено Всемирной организацией здравоохранения и Международной организацией труда. Это официальная позиция Российской академии медицинских наук и всех ветвей власти нашей страны.

Сегодня хризотил является «неудобным» конкурентом .В пользу хризотила играют его дешевизна, доступность и долговечность. Однако различные общественные организации добиваются «закрытия» национальных рынков для этой продукции. За ними  - целая наднациональная индустрия по выкачиванию денег. На мнимой асбестовой проблеме на Западе зарабатываются миллиарды долларов. Деньги буквально делаются из воздуха.. И если даже человек курит, и у него внезапно развился рак легких, то виноват в этом асбест, а не курение.. Потери только в США от асбестовых исков к 2008 году составили  более 70 млрд долларов.

Сегодня в фокусе экологического терроризма (именно так называют истерически яростные  пиар-кампании псевдоэкологов) – Россия, основной производитель продукции из белого асбеста. Россия для западных конкурентов – огромный рынок  строительных материалов. Вот почему белый асбест стоит у них костью в горле. А для России - это дешевый, прочный, термостойкий (что особенно важно в наших условиях частых пожаров) материал. Не надо забывать, что удар по хризотилу, это и подкоп под программу «Доступное жилье». Нельзя позволить лоббистским структурам  манипулировать общественным мнением.