G
enby!

Играючи избавляемся от картавости!

фото: Harper Sunday

Не будем тратить время на поиск и анализ существующих методов, подходов и технологий  избавления от картавости, ибо их много и все они обросли всевозможными психолого-педагогическими

и медицинскими терминами, как мхом. Разобраться в них не просто даже специалистам. Да и особого смысла нет. Попробуем подумать сами. Что мы имеем? Ребёнок картавит? Почему? Потому, что он сам по себе ещё маленький и «мягкий», пластичный. И речевой аппарат такой же. Если мышцы постепенно крепнут в движении, которое обеспечат нам подвижные игры для дошкольников, то и речевой аппарат требует игрового ненавязчивого движения. Несложно понять, что мышцы речевого аппарата и вся речевая «архитектура» может формироваться только в постоянном общении.

Сами посудите, если ребёнок чувствует себя скованно, то, прежде всего, имеется в виду скованность в его движениях. Следовательно, нехватка общения приводит к скованности мышц речевого аппарата, а затем и к психологическому отказу от их дальнейшего развития – этакой психологической скованности. Особенно тяжело ребёнок переживает ситуации, когда его передразнивают, донимают бесконечными нотациями, ругают, смеются над его речью. Отсюда недалеко и до более фатальных психологических расстройств. Что же делать? Как нам решить проблему быстро, красиво, без обид, проще говоря – играючи? Как обойтись без логопедов, без специальных кабинетов, в которых ребёнок никогда себя раскованным почувствовать не сможет, особенно с чужими людьми. Маловероятно, что поможет и расслабляющий массаж. Всё гораздо проще и, даже можно сказать, романтичнее и симпатичнее. Нам опять поможет интересная прогулка, в которую мы вплетём игру!
Итак, приступаем к изложению сути нашего метода.

Во-первых, нам нужна игровая среда, где ребёнку проще всего расслабиться, избавиться от лишних взглядов, где он не будет стесняться громко говорить, не будет бояться от души кричать, открыто и громко смеяться, бегать и прыгать. Идеальный вариант – берег реки с впечатляющим пейзажем. Подойдёт и лес, и холмы и горы и бескрайняя степь, и живописные поля, окаймлённые лесами и тому подобное. Природа вообще некрасивой не бывает. В таких местах можно и погулять и поиграть вволю, но не будем забывать о нашей главной текущей задаче. И, кстати, так же, как и подготовка детей к школе проводится незаметно для ребенка, так и о дополнительных целях этой прогулки не надо сообщать ребенку. Это только помешает ему раскрепоститься.

Во-вторых, нужно всем участникам прогулки разговаривать громко и выразительно. Всё, что находится вокруг, обсуждать уверенно, без городского кабинетного шушуканья и сюсюканья.

В-третьих, разговоры нужно постепенно разворачивать на «картавые» темы. Например, на берегу реки, громко обращаться к ракам, реке, рыбе, вызывать их и, уж извините за не педагогический метод, смешно обзывать. Нужно играть во всё громкое. В конце концов, можно громко рычать, имитируя всякого рода зверей. Можно и каркать и кукарекать. Придумывайте на ходу всякие складные рифмовки, в которых буква «Р» чаще всего повторяется. Учите ребёнка говорить очень громкое раскатистое «Р». Нужно модулировать его по частоте и амплитуде. Рано или поздно, но довольно скоро появится «резонанс». Звук сам укажет место языку в общей архитектуре речевого аппарата. И как только это произойдёт, нужно воспользоваться моментом и закрепить достигнутое в других ситуациях, в том числе и домашних.

Как показала практика, в такой игре попутно возникает море эмоций, сопутствующих бурных движений. При этом нужно самому не отставать от ребёнка в деле крика и движения. Пусть он увидит вас тоже живым, раскованным, радостным, громким. Природное игровое взаимодействие предполагает громкое и свободное общение. Думаю, что такое общение выполняет, как минимум, две взаимно-противоположные, но актуальные для нас задачи: психологически расслабляет и физически укрепляет.