G
enby!

Флора черноземной почвы

фото: SHVETS production

Положения, зафиксированные в этой статье, относительно чернозема я предполагаю, что достаточны для того, чтобы определить следующие концепции:

1) Степная флора в азиатско-европейских степях и прериях, вообще располагаются на почвах с мелко размельченными крупицами, затруднительно проницаемых для воды и отличающихся значительной влагоемкостью. Леса селятся первично на землях противоположного состава.

2) Расположение этих или иных растений и границы между ними обуславливаются не климатическими условиями.

3) Изобилие воды летних дождей, поставляемое корням растительных формаций в степях, определяется преимущественно условиями грунта. Синоптические данные об объеме дождевой воды не дают и минимального представления о водоснабжении растительных формаций растущих в степной области.

4) Вследствие почвенных условий флора степи в летнее время находятся в таких условиях, когда дожди в летнее время были крайне малы и редки.

5) Растения в степи растут практически за счет резервов зимней воды и поэтому отличаются краткосрочной фазой вегетации.

6) На крупнозернистых грунтах растительные формации могут употреблять воду летних дождей, и поэтому на подобных землях селятся леса и вообще растительные формации с долгосрочным периодом вегетации.

7) Лес вытесняет растения степи, и даже неминуемо вытесняются им, без разного воздействия каких-либо изменений климатических условий. Наши черноземные почвы, так же как и вообще почвы, изобильные перегноем, содержат ощутимо много азота. В моих прежних статьях было отмечено неоднократно, что при среднем составе перегноя (примерно 8—12%) чернозем включает такое же число азотистых веществ, сколько мы обнаруживаем его в навозе; такое богатство азота в черноземной почве доказано экспериментально.

Также многократно указывалось на бесспорную необычность того факта, что урожайность на черноземе после удобрения навозом или после выращивания клевера заметно повышается, и это воздействие навоза или клевера не следует приписывать ничему другому, кроме повышения в земле количества перерабатываемых растениями азотистых соединений.

Следственно, азот входящий в состав черноземной почвы находится в форме связей, неподходящих для кормления растений, и без сомнения, что одной из главных задач нужно отдать должное анализу и пояснению проблемы о том, какими способами и приемами позволено преобразовать азотистые вещества перегноя в сходные соединения, которые могут употреблять растительные формации, а именно в аммиак и азотную кислоту.

Абсолютного разрешения этой проблемы следует ждать исключительно в будущем; в действительности у нас есть в наличии немногие подтверждения касательно этого, и при этом я считаю, что и эти факты будут представлять заинтересованность для читателей, потому как они дают некоторые понимания о роли соединений азота перегноя в почве.

Иногда, что мысли известных ученых дают пагубные итоги. В связи с этим можно привести в пример Либиха, отличия которого на ниве сельского хозяйства огромны и неопровержимы; и вместе с тем он, в заботах об предотвращении истощения грунта, также выдвинул идею, что мы обязаны по возможности в меньшей степени истощать наши земли, ради благополучия наших поколений в будущем.