G
enby!

Старые клады

фото: Yaroslav Shuraev

Древние города, такие как Воронеж, например - одна из интереснейших страниц в развитии культуры Руси. Разнообразие имеющихся в них ценностей, несмотря на известную их специфичность, дает потенциал использовать вещи из кладов для изучения самых многообразных граней эволюции русской культуры.

Для внешней и внутренней торговли, искусства, истории ремесла, истории нарядов российские предметные клады выступают прекраснейшим историческим источником.

Зарытые в секунду опасности и не отрытые из укрытия благодаря гибели их хозяинов, клады указывают на земли, подвергавшиеся разграблениям в результате нападков завоевателей, барских войн, острой межклассовой борьбы. Древнерусские клады собраны в основном из разных драгоценных вещей, украшенных узорами, драгоценными камнями, мелкой зернью, жемчугом, разноцветной краской, сделанных талантом не известных русских мастеров. Состав сокровищ показывает художественные вкусы разнообразных сословий домонгольской России, начиная от обычных горожан и кончая богатейшими членами общества. Систематизацией кладов в начале взялся ученый Кондаков, ему принадлежит 10 публикаций, где кладам выделено важное место. Все книги выпущены в последней четверти 19 века, однако имеют неточности. Труды Кондакова имеют большой фактический материал, который и представляет сейчас единственную их ценность. В начале прошлого столетия необходимость другого подхода к описанию российских кладов стала понятной. Но отыскать для этого нужные пути получилось далеко не с первой попытки. Благодаря Государственной Академии материальной культуры, унаследовавшей вместе с рукотворным материалом данные Валерия Кондакова, было решено улучшенное издание. Создание работы было поручено Гущину, написавшему свою работу в 1936 г.

В выборе публикуемых кладов Гущин Павел Юрьевич был ограничен в прошлом приготовленными таблицами, но неполнота и случайность данных не смущали его. Из всей массы кладов этот ученый использовал только те, которые были необходимы для решения интересовавших его задач. Интересовали его, также как и Кондакова, в первую очередь исторические проблемы, однако ставил он их, безусловно, уже по-иному. Он старался выявить русское, а не византийское или восточное появление основной массы предметов, входивших в клады, делал попытку показать характер нескольких русских художественных школ. К сожалению эти задачи изучались на случайных данных, однобоко и не глубоко, на материале, полностью самовольно датированном, из-за чего некоторые выводы его, обусловленные также формализмом и социологизмом, вышли не точными. Больше информации на сайте Бывшие городища 9-14 вв